Нейролингвистическое программирование что это такое Mygadanie.ru ""

Нейролингвистическое программирование что это такое

Основные идеи НЛП

Если хотя бы один человек умеет делать что-то, то этому могут научиться и другие

Классная идея — мы можем научиться умениям других людей. Я уже писал, что НЛП по сути — это система моделирования успешности. Вот как раз для того, чтобы выяснить как работает чужое умение и обучать этому других. И это может касаться практически чего угодно: слепой печати, хождению по углям, игре на бирже, продажам, умению знакомиться или управлять собственным состоянием.

Кстати, однажды один из студентов Джона Гриндера для сдачи зачёта по мастерскому курсу НЛП, смоделировал углехождение. После этого начал проводить семинары по обучению этому самому углехождению, которые внезапно оказались весьма популярны.
Ричард Бендлер, когда к нему попался человек с фобией, отправился — как завещал великий Милтон Эриксон — искать людей, которые сами справились со своими фобиями. Нашёл пару таких, выяснил как они это сделали и создал технику «Быстрое Лечение Фобий». Которая позволяет расправиться с фобией минут за 15 (правда-правда — мы проходим эту технику на тренинге Успешное Мышление 2 и вполне быстро разные фобии убираем).
Лично я, когда сертифицировался на мастера НЛП, моделировал слепую печать на компьютере. И сам научился, и других обучил. Вот прямо сейчас этой моделью пользуюсь.

Каждый человек уникален или «карта не территория»

Мужчины ошибаются думая, что все женщины разные, а женщины ошибаются думая, что все мужчины одинаковые.
Шутка.

Действительно — у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные — более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают — правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в славном городе Саратове, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.
И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И, в какой-то мере, всё то, чем занимается НЛП — это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты — поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало.

За каждым поведением стоит положительное намерение

Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали — говорили, бегали, ругались, смотрели фильм, — всё это служит определённой цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» — истерики, депрессия, аллергии, — практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.
Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.
При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в тёмном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

Структура важнее содержания

Понимание структуры (формы) позволяет нам обобщать опыт и переносить его в другие контексты. Например, если у проблем общая структура, мы можем использовать для их решения аналогичные подходы. А зная структуру техник изменения, мы можем сами конструировать эти техники.

Калибровка

Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка — умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всём теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит.Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

У нас уже есть все необходимые ресурсы для достижения наших целей

Для того, чтобы из Москвы доехать до Саратова автомобилю требуется бензин (а поезду — электричество). И автомобиль, и бензин — это необходимые ресурсы для достижения цели в виде приезда в Саратов. Так вот, в НЛП предполагается, что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, — либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере думая так вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня всё-равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)».

Экологическая проверка

В НЛП есть очень важная вещь — проверка экологии изменения. Это проверка последствий действий — не станет ли хуже после достижения целей? А то стал гендиректором, но заработал язву, перестал бояться высоты, упал с балкона и сломал палец, продемонстрировал уверенность и спокойствие во время разноса начальства и был уволен. Вот чтобы новые способности, навыки и убеждения не испортили жизнь, надо проверять заранее и подкручивать результат так, чтобы всё получилось хорошо.

Модели и техники

Модель в НЛП – это такое полезное описание (карта). Например, как уточнять, о чём говорит человек («мета-модель языка»), как во время общения изменить оценку («рефрейминг») или убеждение («фокусы языка»), в какой последовательности собирать информацию («SCORE»), типизация людей («мета-программы»).
Про модели можно почитать в Энциклопедии НЛП.

Техники НЛП – это пошаговые инструкции. Чаще всего техники описывают как решить какую-то проблему («Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Быстрое лечение фобий», «Изменение личностной истории»). Но есть и про то, как правильно ставить цели («Хорошо сформулированный результат») или как лучше общаться («Стратегия эффективной коммуникации»).

На самом деле техники – это тоже модели, ведь они что-то описывают, и обычно весьма полезны.

Многие техники НЛП — это результат моделирования того, как люди успешно сами решали похожие проблемы. Например, «Стратегия эффективной коммуникации» является результатом моделирования успешных коммуникаторов, «Изменение личностной истории» смоделирована с великого Милтона Эриксона, того самого, которые создал эриксоновский гипноз, а «Быстрое лечение фобий» с людей, которые сами свои фобии убрали.
Описание различных техник в Энциклопедии НЛП.

Ценности, критерии и убеждения

То, к чему мы стремимся, чего хотим или наоборот, избегаем, как раз и определяется ценностями, критериями и убеждениями.
Ценности – важные понятия для человека, обычно выражаемые абстрактными словами, вроде: счастье, свобода, справедливость, достаток. Так как ценности достаточно абстрактны, к ценностям прилагаются критерии – способы измерения реализации ценности. Например, ценность «достаток», а критерии достатка «заработок больше 150.000 в месяц, своя квартира, машина и дача».
Убеждения – правила жизни, описывающие как с ценностью взаимодействовать. Например, для ценности «любовь» убеждения могут быть:
— Самое важное в жизни – это любовь.
— Любовь приходит и уходит.
— Я недостоин любви.
— Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
Убеждения могут разрешать и запрещать достижение ценности, описывать что нужно для её достижение и каковы её критерии. Например, даже если «любовь» для человека вещь очень важная, убеждение «я не заслужил любви» будет «запрещать» ему эту самую любовь получить.

Убеждения управляют нашей жизнью: либо человек делает что-то ради своих убеждений, либо не делает ничего.
Одно время никому не удавалось пробежать стометровку быстрее десяти секунд. Пока в 1968 Джим Хайнс не пробежал за 9,9 секунд. После этого быстренько все начали бегать быстрее, рекорд за рекордом. Сейчас рекорд 9,69. Ну не верили бегуны до Хайнса, что можно быстрее 10 секунд, в их реальности такой возможности не существовало. Пока этот гад оригинал Хайнс подло это убеждение не разрушил.

Убеждения являются и одними из важнейших фильтров восприятия. Если женщина не верит, что существуют порядочные (по её критериям) мужчины – они ей в жизни и не попадаются. А даже если попадаются, их поведение интерпретируется так, чтобы не дай бог под критерии не попал.
В НЛП есть довольно много техник для изменения ограничивающих убеждений (например, «Музей Старых Убеждений»), а так же набор речевых конструкций для изменения убеждений прямо во время разговора — фокусы языка (они же раскрутки).

Наше отношение кодируется при помощи субмодальностей

В общении оценка и отношение составляет 85%. А вот внутри об отношении – важно, нравится, правильно, законно, моё, чужое, плохо, замечательно, верно, — мы узнаём при помощи так называемых субмодальностей.

Модальностями (сенсорными) в НЛП и психологии называют слух (аудиальная модальность), зрение (визуальная модальности) и чувства (кинестетическая модальность).

Например, мы можем образ отодвинуть или приблизить (что обычно усиливает переживание), сделать ярче или темнее (ослабляет переживание), раскрасить по-другому (тут уже от подбора цветов зависит) или размыть фон (делает объект важнее). Аналогично можно менять характеристики звуков и ощущений.
Так вот. Просто меняя субмодальности можно изменить отношение: сделать неприятное нейтральным, усилить мотивацию, убрать навязчивость, превратить сомнение в убеждение или замешательство в понимание. При помощи визуальных и аудиальных субмодальностей можно управлять собственным вниманием. А при помощи кинестетических субмодальностей вполне успешно можно научиться контролировать разные интересные состояниями, вроде творчества, повышенного внимания, опьянения или супермотивации.

Подробнее про субмодальности в презентации.

Мы можем управлять состоянием при помощи якорей

Хотелось бы вам управлять собственным состоянием? Так, чтобы нажал на кнопку — и уверен в себе. Или спокоен, весел, бодр, расслаблен, сосредоточен. А точно так же управлять другими людьми — раз, и человеку хорошо? Или спокойно, весело и так далее? Наверняка же хотелось бы такую штуку — ну хотя бы попробовать. И такая штука есть — это якоря, такие метки в сознании, которые запускают нужное состояние.

На самом деле якоря — это условные рефлексы. Но слово якорь звучит более понятно.

При помощи якорей мы можем «включать» и «выключать» своё состояние: внимание, бодрость, спокойствие, мотивированность или творчество; можем перенести состояние из того места, где оно есть в то место, где его пока не хватает: например спокойствие и уверенность есть лёжа дома на диване, а при общении с клиентами его пока нет, вот с дивана к клиентам и можно перенести; можно управлять состоянием других людей, а так же разрушать старые уже не нужные якоря.

Определение нейролингвистического программирования

Все большую популярность приобретает такое направление в психологии, как нейролингвистическое программирование, направленное на работу с подсознанием. НЛП официально признано не во всех странах мира, но этот метод показывает отличный результат, позволяя людям кардинальным образом менять свою жизнь, достигая успеха в различных сферах. Необходимо разобраться, в чем состоит суть нейролингвистического программирования и какие техники можно применить на практике, чтобы привлечь удачу в свою жизнь.

История нейролингвистического программирования

В основе НЛП лежат научные наработки сразу двух ученых. В 70-х годах прошлого столетия американский психолог Ричард Бендлер и специалист по лингвистике Джон Гриндер решили вывести формулу успеха и узнать, что делает человека успешным и в чем отличие людей, которые смогли высоко подняться в жизни, от тех, кто считает себя неудачником. Выведена единая формула, которая нацелена на то, чтобы помочь изменить жизнь, достигнув успеха в карьере и личных отношениях, а также добившись финансовой независимости и реализовав творческий потенциал.

В основу нового учения, заключавшегося в работе с подсознанием, легли методы не только семейной психотерапии, но и гештальт-терапия. Еще одной составляющей НЛП стал гипноз – метод, который активно практиковал известный американский психиатр Милтон Эриксон. Результатом сотрудничества ученых стала общая книга «Структура магии», изданная огромным тиражом и принесшая своим авторам известность. Со временем НЛП стало настолько популярным, что приобрело последователей по всему миру.

Основные термины НЛП

Чтобы разобраться, как действует этот метод, необходимо изучить его терминологию. Аббревиатура НЛП состоит из трех слов:

  1. «Нейро» расшифровывается следующим образом: деятельность человека управляется нейронами головного мозга, которые запоминают и сохраняют в подсознании информацию о его поступках, принципах, страхах, обидах и переживаниях.
  2. «Лингвистическое» – терминология слова означает, что при помощи правильно подобранной языковой системы эту информацию можно не только найти в подсознании, но и направить в нужную сторону.
  3. «Программирование» – этот термин сравнивает функционирование мозга с работой компьютера. В файлах нашей памяти надежно хранится информация о моделях поведения и способах коммуникации с другими людьми. Активизируя внутренние резервы, человек может программировать более успешную модель для своего дальнейшего поведения.

Применение в психологии

Термины нейролингвистического программирования широко применяются в психологии. Акцент делается на таких понятиях, как окружение, поведение, ценности, способности, идентичность и миссия.

  1. Окружение – среда, в которой функционирует человек. Это люди, которые его окружают, знакомые, друзья, коллеги и члены семьи, его увлечения и интересы. Основной элемент, помогающий описать окружение, — вопросы: «Что? Кто? Где?».
  2. Поведение – нейролингвистическая психотерапия предлагает понимать под этим термином отношение к другим людям и умение общаться.
  3. Способности – это индивидуальные таланты и возможности личности, сформировавшиеся в процессе жизни. Проверочный вопрос: «Как?».
  4. Ценности – это внутренние мотивы человека, которыми он руководствуется в жизни. Принципы, ценности и моральные установки закладываются и формируются в детстве, под воздействием родителей либо же других авторитетных личностей. Во взрослой жизни эти понятия управляют поступками и влияют на принятие решения.
  5. Идентичность – ответ на вопрос, который задают себе многие люди: «Кто я и какое место занимаю в этом мире?». Попытка личности идентифицировать себя в жизни.
  6. Миссия – это высшее предназначение человека, зачем он родился на Земле.
Читать еще:  Магия из рук

Поскольку все люди индивидуальны, у каждого из нас существует собственный способ познавать мир и воспринимать информацию. Кто-то отдает предпочтение зрительным образам или звукам, есть и такие люди, которые воспринимают окружающую действительность при помощи кинестетики. Подобные способы восприятия в психотерапевтической деятельности называются модальностями.

Следует учесть, что между каналами восприятия информации и фразами, которыми личность выражает свое отношение к миру, существует непосредственная связь — предикаты. К примеру, фразы НЛП «Вижу», «Перспектива» и «Будущее» — это визуальные предикаты. Выражения «Слышу», «Звучит», «Оглушает» — аудиальные. Слова «Чувствую», «Тяжелые», «Заслуженный» — кинестетические.

Психология считает, что предикаты формируются у человека неосознанно и отражают глубинные подсознательные процессы. Это своеобразный ключ, который может многое рассказать о личности, ее жизненных принципах и восприятии мира. Теория НЛП советует обращать внимание и на поведение личности – позу, голос, дыхание, манеру держаться и мимику.

Суть учения

Основы нейролингвистического программирования заключаются в воздействии на подсознание человека. Мир воспринимается нами всегда субъективно. На этот процесс влияет множество различных факторов (воспитание, моральные принципы, разрушающие установки, жизненный опыт). Если же поменять способ восприятия, можно изменить и окружающую действительность.

Поступками людей руководят их моральные ценности и принципы. Апеллируя этими понятиями, человек не использует возможности, которые предоставляет ему жизнь. «Это не для меня!», «Я не смогу!», «Я неудачник!» — такие мысли разрушающе действуют не только на самооценку, но и полностью уничтожают любой шанс на успех. Суть НЛП заключается в том, чтобы побороть разрушающие шаблоны и негативные установки, хранящиеся в подсознании. Используя нейролингвистические приемы, люди не только добиваются успеха, но и раскрывают свои лучшие качества.

Методы психологии в НЛП помогают скопировать модель успешности у других людей и запрограммировать ее в своем сознании. Очень важна мотивация, подталкивающая человека к действию и руководящая его поступками. Если вы решили использовать НЛП, определите главный мотив – почему вы хотите достичь тех или иных изменений в своей жизни.

Секреты успеха НЛП кроются в огромной внутренней работе, которую предстоит провести, чтобы поменять свою жизнь. Методики нейролингвистического программирования позволяют найти более высокооплачиваемую работу, устроить личные отношения, побороть серьезную болезнь и добиться успеха. Благодаря этому личность начинает по-новому воспринимать себя и окружающих людей. Кроме того, НЛП приводит также к таким изменениям:

  • улучшает коммуникацию;
  • учит общаться с людьми;
  • помогает определить главные жизненные приоритеты;
  • лучше понимать свои поступки, установки и страхи;
  • не бояться решать возникающие проблемы;
  • находить взаимопонимание с окружающими;
  • изменить характер (стать целеустремленным и уверенным в себе);
  • избавиться от фобий и пагубных зависимостей.

Не следует забывать, что достигнуть подобных изменений получится лишь в том случае, если постоянно работать над собой, смело избавляясь от негативных моделей поведения, заменяя их положительными установками.

Сферы применения НЛП

Методики нейролингвистического программирования применяются в самых разных областях. Основы этого учения используются в медицинской сфере и психотерапии. Они будут полезны всем тем, кто изучает бизнес и управление, юриспруденцию, маркетинг и рекламу, актерское мастерство или ораторское искусство. Отдельное направление НПЛ – это СМИ, которые всесторонне влияют на подсознание и поведение людей.

Основы нейролингвистического программирования используются на тренингах личностного роста, курсах по похудению и занятиях по обучению пикаперов. Нередко методы применяются в воспитательном процессе. Это действенный способ, помогающий побороть детские фобии. НЛП помогает человеку разобраться в своих чувствах, эмоциях и переживаниях, а также понять причину пагубных зависимостей.

Правила и принципы НЛП

Принцип нейролингвистического программирования заключается в том, что жизнь человека подчинена системным процессам, на которые можно успешно повлиять, поменяв свое мировоззрение и поведение. Программирование НЛП подчиняется 5 правилам.

  1. Люди все время коммуницируют с окружающим миром, принимая и передавая информацию. Общение происходит не только путем переговоров, но и при помощи мимики, жестов и тембра голоса.
  2. У каждого человека существует собственная «карта мира», в соответствии с которой оцениваются окружающие люди и происходящие события. Что правильно, а что нет, как можно себя вести, а как неприлично, что такое настоящая дружба и какой должна быть любовь – каждый из нас понимает это по-своему.
  3. Любое наше действие имеет под собой положительные намерения. Даже если это вредная привычка. Например, глубинные симптомы курения – это стремление снять напряжение и сконцентрироваться.
  4. Чтобы коммуникация удалась, следует обращать особое внимание на реакции собеседника. Если вы сможете разделить его увлечения, вызвать реакцию заинтересованности, то такое общение никогда не будет скучным и обязательно даст положительный результат.
  5. НПЛ практика утверждает, что в конкретной ситуации человек принимает оптимальное для себя решение, выбирая наилучшую из возможностей, предоставленных ему жизнью.

Методы нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое кодирование основывается на том, чтобы подстроиться под своего собеседника, тем самым вызвав его доверие и расположение. Сделать это можно, воспроизведя манеру держаться, мимику и жесты своего оппонента. Психологи выделяют несколько приемов подстройки.

  • полная – заключается в том, чтобы полностью скопировать и подстроиться под другого индивида;
  • частичная – выбираются несколько параметров (голос, жест и поза), которые воспроизводятся во время беседы;
  • перекрестная – самый лучший вариант для плодотворного общения, позволяющий подстроиться к целой группе людей, скопировав частично от разных собеседников все эти параметры.

НЛП рекомендует использовать и иные приемы воздействия на подсознание. Это может быть визуализация (представление и ощущение происходящих с вами перемен), которая особенно помогает в достижении поставленных целей. Правильно формулировать жизненные задачи и приоритеты научит техника SMART. Нейролингвистическая калибровка даст возможность понимать другого человека и разбираться в мотивах его поступков. Побороть разрушающие привычки и пагубные зависимости поможет прием «взмах».

Одной из наиболее используемых методик в НЛП является так называемый прием «якорь». Этот термин подразумевает наши бессознательные рефлексы и укоренившиеся шаблоны поведения. Используя в качестве якоря положительные эмоции, воспоминания и чувства, можно заменить разрушающие установки новыми, которые помогут достичь успеха и поменять образ жизни.

Польза и вред НЛП

Многие не считают НЛП наукой, к которой стоит относиться серьезно. Критика НЛП строится на том, что якобы такие методы психологического воздействия не безопасны для людей и не дают никакого практического результата. Несмотря на это, такое программирование официально признано во многих странах.

Основы нейролингвистического программирования можно изучать самостоятельно. Для такого обучения издано немало сборников и разработаны специальные онлайн-курсы. Существуют даже вебинары, в ходе которых психолог не только расскажет о методиках НЛП, но и поможет разобраться с волнующей вас проблемой.

Следует учесть, что некоторым НЛП категорически противопоказано, поскольку небезопасно для состояния их здоровья. В категории риска находятся люди с нарушением психики и невротическими расстройствами, а также дети.

Заключение

НЛП технология позволяет успешно воздействовать на подсознание человека. Психологические методики помогают людям эффективно менять образ жизни, воздействуя на мировоззрение и убирая разрушающие установки. При помощи нейролингвистического программирования можно обрести личное счастье, построить успешную карьеру, найти друзей, реализовать свой потенциал и научиться находить общий язык с людьми. НЛП широко применяется в разных сферах жизни. Основные приемы воздействия и кодирования подсознания личности используются в бизнесе, управлении, рекламе, политике и СМИ. Овладев нейролингвистическим программированием, можно изменить свою жизнь, обретя гармонию и счастье.

Особенности нейролингвистического программирования

Игнат Вершинин 12 января 2018

Вы, наверняка, замечали, что в последнее время предложения об освоении различных технологий личностного роста и саморазвития мелькают на каждом шагу. К одной из них относят нейролингвистическое программирование. Но возникает вопрос: насколько полезно или вредно его использование?

С развитием технологий и расширением доступа во всемирную паутину большинство населения Земли получило возможность взглянуть на иную жизнь, нежели их собственная: через социальные сети, YouTube, Instagram. И, глядя на фотографии знаменитостей и богатых людей, многие люди начали задавать себе вопросы: «а чем я хуже?», «что я могу сделать, чтобы владеть тем же?», «какими качествами этот человек превосходит меня?». И это только один из примеров волнующих современного человека тем, которые тесно связаны с персональным восприятием своего места в мире.

Что такое НЛП?

Нейролингвистическое программирование, если опираться на слова его создателя Ричарда Бэндлера, это «позиция и методология». Несмотря на это, как сторонники, так и противники НЛП называют его практическим направлением в психотерапии, правда, их мнения расходятся, когда дело доходит до эффективности практик НЛП.

В своей основе НЛП использует целый спектр различных научных и псевдонаучных направлений, включая психотерапию, гештальтпсихологию, гипноз, программирование и лингвистику.

Создатели НЛП утверждали, что наш мозг способен действовать по принципу компьютера, который можно запрограммировать на определенную модель поведения и жизни.

История НЛП

Без исторической справки и описания личностей, которые стояли в основе создания НЛП, нельзя понять его суть и причины его критики. Впервые ростки НЛП зародились благодаря совместной работе трех личностей: Ричарда Бэндлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика. Учитывая то, что последний упоминается крайне редко и неохотно, он не включается в число основателей НЛП. Считается, что именно Бэндлер, занимавшийся программированием, и Гриндер, психолог и лингвист, разработали первую теоретическую модель «языкового программирования» человека.

Но в далеком 1972 году он был заинтересованным студентом, посвятившим себя, в свободное от программирования и математики время, изучению гештальтпсихологии, которая практиковалась на интенсивных групповых семинарах. Именно в ходе жарких дискуссий рождалась теоретическая основа НЛП. Бэндлер, несмотря на то что был еще студентом, фактически руководил группой и был «моделью» Гриндера, на которую тот должен был опираться. То есть Гриндер должен был имитировать поведение Бэндлера. В эту еще не оформившуюся концепцию, созданную вторым, первый внес лингвистическое содержание.

Далее в качестве моделей были выбраны Вирджиния Сатир, занимавшаяся семейной терапией, Милтон Эриксон, создатель уникальной системы гипноза, и представитель классической гештальтпсихологии Фриц Пёрлз.

Сама фигура Ричарда Бэндлера крайне противоречива: он был груб, заносчив, ссорился со своими коллегами, принимал кокаин и даже пытался доказать через суд, что интеллектуальные права на НЛП принадлежат ему, но проиграл. Сегодня он является одним из тысячи тренеров по личностному развитию, которые говорят людям, что для продуктивной работы нужно работать, а чтобы не грустить — не нужно грустить. Но сама теория при всем при этом достойна обсуждения.

Суть НЛП

Нужно отметить, что названия первых выпущенных по НЛП книг указывают на их направленность: «Структура магии. Том 1-2» (1975, 1976), «Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона. Том 1-2» (1975, 1977). Они не были глубоко научными, как не является таковой сама теория НЛП на сегодняшний день.

Нейролингвистическое программирование не является частью психологии или психотерапии, это методика, собрание советов, практические рекомендации и, как уже было сказано выше, позиция. НЛП не боится критики, наоборот, приветствует её. И главным фактором успешности своих практик его представители называют эмпирические методы, то есть опыт и его результаты. Чтобы успешно освоить эту технику, нужно быть готовым к экспериментам, так как НЛП даёт не сам ответ, а лишь ряд рекомендаций для собственного поиска.

Давайте разберем подробнее основные постулаты НЛП.

Постулат 1. Каждый человек имеет репрезентативную систему

Мы получаем информацию о мире благодаря органам чувств, которые носят название репрезентативные системы. Полученные данные передаются в центральную нервную систему, где они обрабатываются в виде данных, которые служат основой для выработки поведения.

Благодаря определению репрезентативной модели человека, можно осуществить 3 вида действия, которые помогут нам войти с ним в раппорт (доверительные отношения). Во-первых, это присоединение, при котором вы согласуете свою модель с моделью другого человека, то есть используете лингвистические паттерны и лексику для имитации модели собеседника. Например, если человек говорит вам: «Я вижу, что ты не съел кашу», вы можете ответить: «Да, это действительно так выглядит». Или, второй вариант действия, сказать: «Да, я слышу твой аргумент и согласен с ним» и отсоединиться.

Третий вариант называется отзеркаливание и предполагает максимальную имитацию поведения человека. Если присоединение предполагает, что вы разделяете репрезентативную систему человека в целом, то для отзеркаливания вам нужно действовать в точности, как он. То есть если ваш собеседник почешет за ухом, вы должны (через определенное время, конечно, чтобы он не подумал, что вы дразнитесь) сделать то же самое.

Постулат 2. «Карта» не является «территорией»

Существуют два уровня восприятия реальности: внутренний и внешний. Мы конструируем реальность на внутреннем уровне (внутренняя репрезентация) посредством получения данных органами чувств с их последующей переработкой. Однако наша внутренняя интерпретация события не является его реальным отражением. Поэтому «карта», которая создаётся внутри нас, не является «территорией», существующей снаружи.

Постулат 3. Поведение человека соответствует его «карте»

Восприятие реальности, а следовательно, и наши действия, зависит напрямую от нашей внутренней «карты». Они состоят из наших убеждений, ценностей, поэтому они позиционируются как наши «мысли». Таким образом, практики НЛП утверждают, что изменение «карты» способствует формированию новой модели. Если говорить проще, то объективная реальность есть, это не матрица, но мы её всё равно воспринимаем неправильно. Так почему бы не запрограммировать восприятие более практичными мыслями?

Постулат 4. Сознание и тело прямо влияют на состояние друг друга

Эффект плацебо явно демонстрирует факт того, что наличие убеждений может привести к изменению физического состояния. И если разум может вылечить тело, то возможен и обратный процесс. То есть если мы будем чувствовать моральную боль в сердце, то появится угроза формирования реальной болезни, как утверждают практики НЛП.

Постулат 5. Нужно уважать модель мира, или «карту», других людей

Субъективное восприятие действительно есть и будет вызывать немалое количество споров, связанных, как правило, с попыткой переубедить человека или с непониманием того, почему он мыслит так, а не иначе. Для профессионала НЛП важной основой взаимодействия с людьми является принятие возможности существования их «карты» и уважение к ней. Более того, при попытке воздействовать на «карту» может возникнуть, и, скорее всего, возникнет защитная реакция, что перечеркнет усилия по установке раппорта.

Читать еще:  В какие дни снятся вещие сны

Постулат 6. Личность и поведение — не одно и то же

Моральные ценности личности не определяются действиями, которые могут зависеть от определенного контекста. Нужно ожидать того, что поведение человека в одинаковых ситуациях, но при воздействии разных факторов, может отличаться. Таким образом, поведение не определяет самого человека.

Постулат 7. Основной результат коммуникации — это не донесение мысли, а реакция

В связи с субъективным восприятием, предоставленная одним человеком информация может трактоваться другим совершенно иным образом. Коммуникация не является монологом, и реакция вашего собеседника определяет эффективность вашей способности донести мысль. Если человек не реагирует нужным вам образом, то следует сменить не его модель восприятия, а вашу модель поведения и коммуникации.

Постулат 8. Поражений не существует, есть обратная связь

Один из основных постулатов НЛП заключается в том, что поражений не существует. Если в процессе общения вы не смогли донести мысль, то это должно быть обратной связью, то есть возможностью проанализировать свои ошибки и исправить их. Практики НЛП часто приводят в пример слова Томаса Эдисона, который провел более 10000 неудачных экспериментов и говорил, что он не терпел поражения, а обнаружил 10000 вариантов того, как делать не следует. Как правило, неудача воспринимается как повод отступить, в то время как должна давать возможность адаптировать свое поведение.

Критика НЛП

Прежде, чем говорить о критике НЛП, нужно учесть два момента. Во-первых, как и любая другая наука, психология открыта новым идеям и опыту, ведь без этого невозможно развитие. Но психологи как её представители — другое дело. Не секрет, что критиковать проще, чем построить собственную научную теорию, в связи с чем в науке нередки случаи, когда индекс Хирша, или индекс научного цитирования и основной показатель успешности ученого, создаётся исключительно благодаря критическим работам.

И, во-вторых, НЛП — это теоретическая основа, которой может воспользоваться каждый. Как и один из его двух создателей, Ричард Бэндлер, сторонники НЛП могут приобрести дурную репутацию в связи с неправильным или корыстным использованием полученных знаний. Например, те же тренеры личностного развития, называющие НЛП уникальным способом сделать из простого человека успешного миллиардера.

В целом можно выделить три основные позиции:

  1. Сторонники — те, кто полностью разделяют идеи НЛП.
  2. Противники — те, кто считают, что теоретическая база НЛП серьезно подорвана и может нанести вред не только самому человеку, но и окружающим его людям. Они, как правило, выбирают основной целью критики пафосный и ненаучный язык, которым описывается НЛП. Нейролингвистическое программирование обещает многое, отчего и требования к результатам завышены.
  3. У реалистов наиболее неконфликтная позиция из представленных. Реалисты одновременно видят и плюсы, и минусы НЛП. Они выделяют слабую эффективность, неразвитость теории, завышенные обещания создателей и сторонников НЛП, однако отмечают научную обоснованность первых работ по НЛП и возможность достижения позитивного результата от использования определенных методик.

Что можно сказать по существу?

В этой статье мы не стали обсуждать конкретные методики «достижения счастья» и превращения себя в «успешного бизнесмена», пусть этим занимаются тренеры личностного развития. Мы разобрали некоторые из постулатов НЛП, чтобы каждый читатель мог для себя определить, согласиться ли с данными тезисами.

НЛП собрало вокруг себя огромное количество критики, хотя никогда не пыталось достать с небес звезды. Человек, который понимает постулаты НЛП и разделяет их, не станет вступать в споры, ведь он сделал собственный выбор.

Конечно, чересчур сильное увлечение чужими практиками может привести к нестабильности вашего внутреннего состояния, но НЛП учит человека быть успешным и при этом уважать восприятие мира другими людьми. Вполне адекватные постулаты, не правда ли? Это то, как видит концепцию НЛП автор статьи. То, что увидите вы, — зависит от вас самих.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

НЛП: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Приветствую. Начиная серию постов об нейролингвистическом программировании я рассчитывал на то, что с этим направлением общественность хоть чуть чуть, но знакомо. Поэтому я описывал скорее блоки, приёмы работы с убеждениями, фокусы языка и тд., не особенно акцентируясь на первоначальных целях и задачах поставленных перед НЛП.
Однако затем в комментариях к постам писали о том, что НЛП это и шарлатанство, и простая болтовня/не работает, и даже «вас бох накажет — вы обманываете людей».

На одного индивидума, видимо, даже напал «поток мыслей», в простонародьё — ментизм, и единственное что он смог из себя выдавить так это — «пошел на. «.

Ну ничего, я не обидчивый — мне по профессии не положено)
И всё же я задался вопросами — А знают ли вообще люди, что такое НЛП? Может быть стоило начать с самого начала — от том зачем это всё было собрано, какие идеи сподвигли к созданию НЛП?

И так, давайте разберемся с основными идеями НЛП:

Классная идея — мы можем научиться умениям других людей. НЛП по сути — это система моделирования успешности. Вот как раз для того, чтобы выяснить как работает чужое умение и обучать этому других. И это может касаться практически чего угодно: слепой печати, хождению по углям, игре на бирже, продажам, умению знакомиться или управлять собственным состоянием.

Кстати, однажды один из студентов Джона Гриндера для сдачи зачёта по мастерскому курсу НЛП, смоделировал углехождение. После этого начал проводить семинары по обучению этому самому углехождению, которые внезапно оказались весьма популярны.

Действительно — у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные — более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают — правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в славном городе Саратове, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщём не станет. Так вот, большинство проблем возникает когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И, в какой-то мере, всё то, чем занимается НЛП — это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты — поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало.

Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали — говорили, бегали, ругались, смотрели фильм, — всё это служит определённой цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьём кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» — истерики, депрессия, аллергии, — практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.

Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в тёмном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

Когда мы общаемся, часть информации мы передаём при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики — невербально. Иначе говоря, вербальная информация — это содержание, а невербальная — форма этого самого содержания, которая передаёт отношение, оценку, контекст восприятия.

В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

О том как тяжело общаться без невербалики понятно, например, по текстам в интернете. Там приходится добавлять смайлики, выделять текст курсивом или жирным шрифтом, писать КРУПНО и придумывать другие хитрые способы передать эмоции :))))

Правда к форме содержания будет ещё относится форма содержания, например одно и то же мы можем описать более общо или конкретно, фокусируясь на различных ценностях, обращая внимание на сходство или различия.

В результате на само содержание остаются жалкие 7%.

Когда говорится, что форма содержания важнее, это не означает что можно обойтись одной формой. Вот попробуйте при помощи мимики, жестов и тона голоса передать, что «мы встречаемся завтра в 19:00 на площади Пушкина».

Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка — умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всём теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит.Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

Для того, чтобы из Москвы доехать до Саратова автомобилю требуется бензин (а поезду — электричество). И автомобиль, и бензин — это необходимые ресурсы для достижения цели в виде приезда в Саратов. Так вот, в НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, — либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере думая так вы скорее добъетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня всё-равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)».

В НЛП есть очень важная вещь — проверка экологии изменения. Это проверка последствий действий — не станет ли хуже после достижения целей? А то стал гендиректором, но заработал язву, перестал бояться высоты, упал с балкона и сломал палец, продемонстрировал уверенность и спокойствие во время разноса начальства и был уволен. Вот чтобы новые способности, навыки и убеждения не испортили жизнь, надо проверять заранее и подкручивать результат так, чтобы всё получилось хорошо.

Модель в НЛП – это такое полезное описание (карта). Например, как уточнять, о чём говорит человек («мета-модель языка»), как во время общения изменить оценку («рефрейминг») или убеждение («фокусы языка»), в какой последовательности собирать информацию («SCORE»), типизация людей («мета-программы»).

Техники НЛП – это пошаговые инструкции. Чаще всего техники описывают как решить какую-то проблему («Взмах», «Шестишаговый рефрейминг», «Быстрое лечение фобий», «Изменение личностной истории»). Но есть и про то, как правильно ставить цели («Хорошо сформулированный результат») или как лучше общаться («Стратегия эффективной коммуникации»).

На самом деле техники – это тоже модели, ведь они что-то описывают, и обычно весьма полезны.

Многие техники НЛП — это результат моделирования того, как люди успешно сами решали похожие проблемы. Например, «Стратегия эффективной коммуникации» является результатом моделирования успешных коммуникаторов, «Изменение личностной истории» смоделирована с великого Милтона Эриксона, того самого, которые создал эриксоновский гипноз, а «Быстрое лечение фобий» с людей, которые сами свои фобии убрали.

То, к чему мы стремимся, чего хотим или наоборот, избегаем, как раз и определяется ценностями, критериями и убеждениями.

Ценности – важные понятия для человека, обычно выражаемые абстрактными словами, вроде: счастье, свобода, справедливость, достаток. Так как ценности достаточно абстрактны, к ценностям прилагаются критерии – способы измерения реализации ценности. Например, ценность «достаток», а критерии достатка «заработок больше 150.000 в месяц, своя квартира, машина и дача».

Убеждения – правила жизни, описывающие как с ценностью взаимодействовать. Например, для ценности «любовь» убеждения могут быть:

— Самое важное в жизни – это любовь.

— Любовь приходит и уходит.

— Я недостоин любви.

— Настоящая любовь бывает только раз в жизни.

Убеждения могут разрешать и запрещать достижение ценности, описывать что нужно для её достижение и каковы её критерии. Например, даже если «любовь» для человека вещь очень важная, убеждение «я не заслужил любви» будет «запрещать» ему эту самую любовь получить.

Одно время никому не удавалось пробежать стометровку быстрее десяти секунд. Пока в 1968 Джим Хайнс не пробежал за 9,9 секунд. После этого быстренько все начали бегать быстрее, рекорд за рекордом. Сейчас рекорд 9,69. Ну не верили бегуны до Хайнса, что можно быстрее 10 секунд, в их реальности такой возможности не существовало. Пока этот гад оригинал Хайнс подло это убеждение не разрушил.

В общении оценка и отношение составляет 85%. А вот внутри об отношении – важно, нравится, правильно, законно, моё, чужое, плохо, замечательно, верно, — мы узнаём при помощи так называемых субмодальностей.

Модальностями (сенсорными) в НЛП и психологии называют слух (аудиальная модальность), зрение (визуальная модальности) и чувства (кинестетическая модальность).

Например, мы можем образ отодвинуть или приблизить (что обычно усиливает переживание), сделать ярче или темнее (ослабляет переживание), раскрасить по-другому (тут уже от подбора цветов зависит) или размыть фон (делает объект важнее). Аналогично можно менять характеристики звуков и ощущений.

Читать еще:  Мистические знаки и символы

Так вот. Просто меняя субмодальности можно изменить отношение: сделать неприятное нейтральным, усилить мотивацию, убрать навязчивость, превратить сомнение в убеждение или замешательство в понимание. При помощи визуальных и аудиальных субмодальностей можно управлять собственным вниманием. А при помощи кинестетических субмодальностей вполне успешно можно научиться контролировать разные интересные состояниями, вроде творчества, повышенного внимания, опьянения или супермотивации.

Хотелось бы вам управлять собственным состоянием? Так, чтобы нажал на кнопку — и уверен в себе. Или спокоен, весел, бодр, расслаблен, сосредоточен. А точно так же управлять другими людьми — раз, и человеку хорошо? Или спокойно, весело и так далее? Наверняка же хотелось бы такую штуку — ну хотя бы попробовать. И такая штука есть — это якоря, такие метки в сознании, которые запускают нужное состояние.

На самом деле якоря — это условные рефлексы. Но слово якорь звучит более понятно.

При помощи якорей мы можем «включать» и «выключать» своё состояние: внимание, бодрость, спокойствие, мотивированность или творчество; можем перенести состояние из того места, где оно есть в то место, где его пока не хватает: например спокойствие и уверенность есть лёжа дома на диване, а при общении с клиентами его пока нет, вот с дивана к клиентам и можно перенести; можно управлять состоянием других людей, а так же разрушать старые уже не нужные якоря.

Надеюсь сейчас стало немного понятнее о том, зачем НЛП и каковы основные идеи этого направления. Если будут вопросы по конкретной идее, описанной выше, то описание можно сделать и более подробным в новом посте.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП)

НЛП — одно из наиболее популярных в настоящее время на­правлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шама­ны, целители, а также некоторые властители и полководцы ис­пользовали «магическую» силу слова, способного в соответст­вующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физио­логов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, свя­зано со всеми внешними и внутренними раздражениями, прихо­дящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заме­няет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими«закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условно­го рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)

И все же о нейролингвистическом программировании в его со­временном виде можно говорить как о самостоятельном направ­лении психотерапии.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий ка­нал приема информации:модальность. То есть, хотя любой нор­мальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого -слуховое (а другие — дополняют их).

Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивиду­альные особенности приема и переработки информации.

Для уточнения доминирующего канала, направленности и осо­бенностей приема информации в НЛП большую роль играет ана­лиз типов сканирующего движения глаз.

Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезен­тативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.

Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (нагляд­ных) образов.

По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:

1) сканирующее движение глаз вверх-налево — зрительный эй­детический образ;

2) вверх-направо — зрительный конструируемый образ;

3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внима­тельно на внешнем объекте) взгляд — представляемый зрительный образ;

4) глаза на среднем уровне направо — слуховое конструирование;

5) глаза на среднем уровне налево — слуховые образы;

6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя — внутренний диалог;

7) глаза вниз и налево — слушание телефонного типа;

8) глаза вниз и направо — кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей репрезентативной системы спо­собствуетконтент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употреб­ление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репре­зентативной системы. Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны та­кие слова: трогать, теплый, мягкий — жесткий, гладкий — шерша­вый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: гром­кий — тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.

Доминирование в употреблении соответствующего типа сен­сорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему, то есть сен­сорную систему восприятия, которая используется данным чело­веком чаще, чем другие.

Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущест­венно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной пер­вичной модальности, характерные для нее термины или действия.

Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репре­зентативной системе клиента и только после этого начинает вне­дрять в установившийся контакт стратегию необходимых измене­ний поведения и состояния клиента.

Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонима­ния и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), пережива­ние клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз за­крепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением). При таких повторах устанавливается условно-реф­лекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальней­шем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.

Итак, первой задачей психотерапевтаНЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.

Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их по­веденческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.

Обычно это делается поэтапно следующим образом.

Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

Закрепление этого состояния якорем.

Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновре­менно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти, вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелатель­ные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.

Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).

Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

Задача первой ступени — убедиться, что вы точно локализо­вали нежелательное поведение или внешний симптом нежела­тельного состояния клиента или неконтролируемый им физиоло­гический симптом.

На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психоло­гической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.

Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникнове­ние в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?» При­слушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроиз­вольные действия), возникающие в его внутреннем мире.

При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

На третьей ступени необходимо отделить намерения от их по­веденческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.

Предложите клиенту спросить свою психологическую часть, от­ветственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня?» Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.

Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведе­ния. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психоло­гическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе всту­пать в сексуальные отношения», вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это

Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.

Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.

Если не удается обнаружить творческую часть — психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспо­минания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в па­мяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помо­гать связываться с творческой частью клиента.

Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удов­летворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.

На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувст­вовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, прини­мает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным пове­дением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые моде­ли поведения.)

Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спро­сить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реа­лизацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возмож­ности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я.

В этом нет ничего странного — ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструк­тивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.

Если все же ведающая часть так и не примет доводов творче­ской части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая со­гласится это делать.

На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигну­то, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими перегово­рами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройден­ным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осущест­влению данного процесса от каких-то частных возражений, опреде­лить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.

Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.

Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее ти­пичная, однако далеко не единственная.

В настоящее время в практике НЛП применяется большое ко­личество вариантов в зависимости от конкретно сформулирован­ных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.

Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репре­зентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сиг­налы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, — легче преодолевать.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность НЛП?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные рабочие термины НЛП

3. Что такое ведающая (первичная) модальность?

4. Что такое якорь и как он используется?

5. Что такое рефрейминг и в чем его сущность?

6. Перечислите и кратко охарактеризуйте шесть ступеней рефрейминга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10710 — | 7359 — или читать все.

188.163.66.1 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector